Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса МБДОУ д/с №13

2Детский сад обеспечивает содержание закрепленных за ним и принадлежащих ему на праве оперативного управления зданий, сооружений, оборудования и другого имущества потребительского, социального и культурного назначения. Ежегодно планируется смета ДОУ, намечаются приоритеты в ремонтных, оформительских работах и оснащении.

Состояние предметно-развивающей среды в МБДОУ соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы;
  • требований нормативных документов;
  • материальных и архитектурно-пространственных условий;
  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
  • общих принципов построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Модель развивающей среды: создание единой предметно - пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:

  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и для каждого конкретного ребенка. Создание так называемого личностного пространства, то есть возможности заниматься тем, что нравится;
  • принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности;
  • принцип доступности и единства продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста, который ведет себя по принципу «Вижу действую» (М. И. Лисина);
  • принцип активности, творчества реализуется через возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды (создание коллекции, персональные выставки, временные игровые зоны, использование опытно-экспериментальных площадок  и др.);
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим детям (игровые и тематические зоны, охватывающих все интересы ребенка, место отдыха, место уединения); принцип учета половых и возрастных различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами;
  • принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ;
  • принцип безопасности. Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
  • принцип рациональности и целесообразности — это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность.

При формировании предметно-развивающей среды групп нет одного жесткого стандарта, а педагоги гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, наличие лидерства, познавательные интересы, показатели развития, социальных условий жизни). Все базисные компоненты развивающей предметной среды имеют оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся: физкультурный и музыкальный залы, бассейн, функционируют театральная студия «Улыбка».

Характеристика предметно - развивающей среды:

Спортивный зал:

спортивный залПроведение организованных форм физического воспитания, секционной работы - физкультурные занятия разных форм - утренняя гимнастика - спортивные праздники и развлечения, досуги - организация самостоятельной двигательной деятельности детей - секционная работа в рамках дополнительного образования.

Имеется весь необходимый инвентарь и оборудование для проведения организованной работы по физическому воспитанию, профилактической работе по сохранению и укреплению опорно – двигательного аппарата детей, нестандартный материал для обеспечения разнообразной, разновидовой деятельности

Музыкальный зал:

музыкальный залПроведение организованных форм музыкального воспитания и театральной деятельности детей, студийной работы: - традиционные музыкальные занятия - комплексные и интегрированные занятия эстетического направления - праздники, развлечения, досуги, Дни именинников, Дни игры - студийные занятия в рамках дополнительного воспитания. Проведение досуговой деятельности с детьми, развитие детского театрально - музыкального, хореографического творчества, спортивного мастерства: - проведение занятий хореографией - постановка драматизации силами детей.

Музыкальный зал оснащен роялем, музыкальными центрами с системой звукоусиления, дидактическими пособиями и демонстрационным материалом. Имеется стационарная сцена для организации театрализованной и концертной деятельности детей.

Бассейн:

бассейнПроведение организованных форм занятий плаванием, опосредованное закаливание - занятия плаванием - проведение праздников и развлечений на воде - принятие водных процедур под душем после летних прогулок - свободное плавание, купание летом.

Большая чаша бассейна позволяет в организованной форме не просто проводить купание детей, но планово организовывать процесс обучения плаванию. Имеется вспомогательный технический инвентарь: пенопластовые доски для отработки движений рук и ног, надувные круги и другие плавательные игрушки, игрушки для организации игр на воде.

Медицинский кабинет:

Осмотр детей, консультации старшей медицинской сестры, врача - педиатра - профилактическая, оздоровительная работа с детьми, консультативно - просветительская деятельность с родителями и сотрудниками ДОУ - учет и статистика результатов, планирование оздоровительно - профилактической деятельности.

Ведется медицинская документация. Папка медицинских инструкций – эстетично оформлена. Имеются все необходимые медикаменты, документация по диспансеризации сотрудников, тетрадь медико-педагогического контроля, наглядная информация для родителей.

Кабинет медсестры бассейна:

Осмотр детей, антропометрические измерения; обеспечение санитарно - гигиенических условий проведения занятий плаванием.

Имеется необходимый материал для проведения санитарно- гигиенических исследований, оказания первой медицинской помощи детям

Методический кабинет:

Повышение профессионального уровня педагогов, учебно - методическое обеспечение и планирование образовательного процесса; медиатека, фонотека, библиотека методической, периодической, детской художественной, научно - популярной литературы, методическое обеспечение пособиями, моделями,  технологическое обеспечение педагогического процесса; обобщение и распространение лучшего педагогического опыта воспитателей и специалистов.

В кабинете имеются:

  • отчетно – учетная документация (согласно номенклатуре дел);
  • систематизированный учебно – методический материал для организации педагогического процесса в ДОУ;
  • книги – энциклопедии для детей;
  • тематические наборы картинок;
  • учебные и наглядные пособия;
  • склад картин;
  • коллекции;
  • макеты;
  • картотеки периодической педагогической литературы;
  • картотека материалов видеозала (слайды, диафильмы);
  • наборы открыток, иллюстраций, фотографий;
  • коллекция грамзаписей (пластинки, аудиокассеты);
  • регулярно сменяемые материалы результатов педагогического опыта воспитателей и специалистов.

Коридоры ДОУ:

Информирование и просвещение родителей через тематические постоянные и временные стенды; осуществление организационной, культурной составляющей ДОУ в целом; связь и социумом; освещение организационно - практических вопросов правозащитной деятельности ДОУ, вопросов охраны труда и техники безопасности в ДОУ, вопросов безопасного поведения детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях

Групповые участки, «зеленые зоны» территории ДОУ:

Осуществление прогулок, игровой деятельности, физического воспитания и самостоятельной двигательной активности детей на свежем воздухе; познавательная, исследовательско - поисковая деятельность в рамках экологического образования, социализации; элементарная трудовая деятельность детей, проектная деятельность

Все участки соответствуют необходимым санитарно – гигиеническим условиям, ухожены, в летний период имею эстетично оформленное озеленение

В групповых комнатах оборудованы тематические игровые пространства, оборудование для всестороннего развития детей: художественно – речевые, экологические уголки, зоны для развития познавательных, интеллектуальных, театральных, музыкальных способностей детей, имеются технические средства, уголки экспериментирования, эмоциональной разгрузки. Каждая из групп ДОУ полностью обеспечена игрушками, дидактическими и развивающими играми для детей соответствующего возраста, которые дополняются и заменяются по мере необходимости.

В детском саду созданы условия для ознакомления с природой: территория МБДОУ №13 прекрасно озеленена, имеется экологическая тропа. Многообразие деревьев, кустарников, цветников, не только радуют глаз ухоженностью, но и позволяют формировать у детей ответственное, бережное отношение к природе, вовлекать в посильную трудовую деятельность детей, направленную на сохранение и улучшение окружающей среды. Территория имеет спортивную площадку, площадку по обучению правилам дорожного движения, огород.

В обеспечении учебно-педагогического процесса используются следующие технические средства:

  • компьютер, принтеры, ксерокс, факс;
  • телевизоры, видеомагнитофон, DVD-плеер;
  • музыкальные центры, радиомагнитолы;

Библиотека МБДОУ №13 укомплектована литературой по следующим разделам: программно – методическое обеспечение, формирование элементарных математических представлений, физическое воспитание, игровая деятельность, психолого – педагогическое сопровождение, изобразительная деятельность, экологическое и музыкальное воспитание. Также библиотека МБДОУ №13 содержит познавательную и справочную литературу, детскую художественную литературу, собрание сказок для детей, общепедагогическую литературу и пособия по работе с родителями. Кроме того, создана библиотека для родителей воспитанников.

Регулярно выписываются следующие периодические издания: журналы Дошкольное воспитание, Обруч (с приложением), Справочник руководителя ДОУ, Справочник старшего воспитателя, Управление дошкольным образовательным учреждением (с приложением), Музыкальный руководитель, Музыкальная палитра, Кадровик, Нормативные документы.

Структура предметно-развивающей среды, материально-техническое оснащение МБДОУ №13 соответствует предъявляемым требованиям, что позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие детей, решать воспитательно-образовательные задачи и осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.

В соответствии с Программой развития МБДОУ №13  на период 2009 – 2014 г. г. намечено:

  • продолжить изучение практического опыта самостоятельной хозяйственной деятельности дошкольных учреждений города, страны;
  • совершенствовать эффективность использования ресурсов в ДОУ, перейти на режим экономии и рационального использования энергии и воды, бережного сохранения имущества ДОУ;
  • совершенствовать компьютерную составляющую в управлении делами и документооборотом ДОУ;
  • обеспечить замену малых форм на всех участках ДОУ посредством выполнения мероприятий общесадового проекта переоснащения;
  • осуществить плановую, проектную деятельность по озеленению территории ДОУ с привлечением серьезных денежных средств на приобретение стационарных вазонов, элементов ландшафтного дизайна, новых зеленых насаждений;
  • продолжить создание информационных стендов по периметру детского сада (внутри и снаружи);
  • продолжить регулярное восполнение базы физкультурного оборудования, приобретение модульных систем, детских игровых комплексов во все возрастные группы;
  • обеспечивать бесперебойное обеспечение препаратами оздоровительно – профилактического цикла (поливитамины, сухой шиповник, экстракт элеутерококка, траву для полоскания горла и др.);
  • продолжить пополнение фонда картин для изостудии;
  • постоянно обновлять паспорта уголков и зон в группах в соответствии с возрастом детей;
  • продолжить работу традиционной ежегодной благотворительной акции «Пусть будет больше книг у малышей!»;
  • серьезное внимание уделить оснащению театрализованной деятельности детей, как в музыкальном зале, так и в группах.